Почему чертово колесо так называется?

Прообразом современного чертова колеса считается конструкция, построенная в 1893 году инженером Джорджем Вашингтоном Гейл Феррисом. В движение механизм приводился с помощью двух паровых машин, 1000 л.с. каждая.

По легенде, рабочие устанавливали его в сжатые сроки. От усталости они постоянно ругались и обзывали колесо чертовым.

Историческая справка

Чертовым колесо называют только в русском языке. Во всем мире аттракцион известен как колесо Ферриса (по имени изобретателя). Его детище состояло из 36 кабин и имело диаметр 75 метров. Одновременно на аттракционе могло поместиться более двух тысяч пассажиров.

Сначала никто не поверил в безопасность сооружения, но ученые идею поддержали. Практически сразу нашлись меценаты, готовые вложиться в строительство. Проект обошелся в 400 тысяч долларов.

Цель создания — американский ответ Эйфелевой башне (символу прошлогодней архитектурной выставки). Организаторы в Чикаго очень хотели утереть нос зазнавшимся французам.

Они были обязаны придумать что-то оригинальное, смелое и уникальное. Ось колеса, весившая 70 тонн, на тот момент считалась самой большой кованой деталью в истории техники.

За время работы выставки на колесе прокатилось полтора миллиона человек. За поездку продолжительностью в 10 минут платили по 50 центов. Организаторы в итоге обогатились на 730 тысяч долларов.

При чем здесь колесо обозрения?

На самом деле «колесо обозрения» и «чертово колесо» — не синонимы.

  • Первое — развлечение, понимаемое нами в традиционном ключе. Огромное вертикальное колесо с кабинками для пассажиров.
  • Второе — уже практически вышло из обихода. Раньше подобный аттракцион называли колесом смеха. Стены горизонтального круга на подвижной платформе обивали мягкими подушками. Карусель запускали в движение, а человек терял равновесие и ударялся о мягкие бортики. Рабочий, управляющий механизмом, постоянно менял скорость (шутил, словно черт).

Интересные факты

Полезная информация по теме статьи, о которой мы еще не успели сказать, отражена далее короткими пунктами.

  • Существует версия, что идею создания колеса Феррис позаимствовал в книге английского путешественника Питера Мундо. Тот наблюдал колесо обозрения в Болгарии, только крутилось оно вручную.
  • На берегу Темзы, у здания бывшего Горсовета, установили колесо «Лондонский глаз». Без него не обходится ни один праздничный фейерверк. Это удобная обойма для пиротехники. Любопытно, что конструкция планировалась как временная, но так удачно вписалась, что разговоры о ее закрытии тут же прекратились.
  • Феррису пришлось судиться: прибыль, получаемая от пользования колесом, мужчине не досталась. Он умер в бедности от туберкулеза. Медики полагали, что во многом болезнь спровоцировали постоянные нервные переживания.
  • Иллюзионист Дэвид Блейн сделал полный оборот на колесе обозрения, стоя на одной из его кабин.

Во многих парках есть этот аттракцион. Чаще всего, колесо обозрения становится его визитной карточкой. Чем выше поднимается сооружение, тем красивее открывается вид на город. Однако мало кто задумывался, с чего начиналась история удивительного аттракциона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему так называется?